Музыкальная индустрия берет свои истоки в эпоху виниловых пластинок, когда в центре каждого диска размещалась бумажная вставка с указанием информации об исполнителе, названии произведения и заводе-изготовителе – так называемый лейбл. В те времена физическое присутствие артиста на производстве считалось обязательным условием.
По мере развития технологий необходимость в этом отпала, и процессы звукозаписи и изготовления физических носителей разделились. Это послужило толчком к появлению независимых музыкальных лейблов, не имеющих собственных производственных мощностей, но заказывающих тиражирование релизов на сторонних предприятиях и распространяющих их через свои каналы сбыта.
Хороший лейбл стремится обеспечить своим артистам максимально выгодные условия, следит за своевременностью и полнотой выплат причитающихся им средств.
В эпоху развития цифровых технологий и интернета появился качественно новый формат музыкальных лейблов – цифровые или интернет-лейблы. В отличие от традиционных лейблов, они ориентированы исключительно на онлайн-дистрибуцию музыкального контента без необходимости производства физических носителей.
Среди множества интернет-лейблов можно встретить откровенно бесполезные структуры, единственная функция которых сводится к выгрузке музыкального материала на цифровые площадки без дальнейшего продвижения и раскрутки артистов. Зачастую подобного рода лейблы создаются исключительно из-за стремления их учредителей обрести статус владельца лейбла, при этом они не обладают ни необходимой экспертизой в музыкальной индустрии, ни финансовыми ресурсами для грамотного продвижения исполнителей.
Музыкальные лейблы играют ключевую роль в продвижении и поддержке артистов, охватывая широкий спектр направлений. Их деятельность многогранна и требует слаженной работы различных специалистов.
Формирование узнаваемого образа исполнителя в глазах публики – одна из первостепенных задач лейблов. Для этого задействуются маркетинговые инструменты: продвижение в социальных сетях, промо треков, клипов и концертов, различные активности для укрепления бренда.
Налаживание связей со средствами массовой информации жизненно важно. Лейблы организуют размещение клипов на ТВ, интервью в журналах и на радио, обеспечивают участие артистов в крупных мероприятиях для поддержания узнаваемости.
Специальное подразделение лейблов – концертный отдел – занимается организацией гастрольных туров и выступлений артистов. Это, по сути, полноценная служба продаж, ответственная за реализацию концертов.
Лейблы редко создают видеоконтент самостоятельно, привлекая сторонние продакшн-компании. Тем не менее, наличие экспертизы в этой области критически важно, поскольку видео – одна из основных статей расходов артиста.
Лейблы обладают прочными связями с цифровыми площадками вроде AppleMusic, VK или Яндекс.Музыка, что позволяет получать промо-возможности. Они также отвечают за своевременную поставку музыкального контента, сбор платежей и полную выплату средств артисту. Отдельный аспект – производство физических носителей для концертных продаж и презентов партнерам.
Создание и техническое сопровождение сайтов, мобильных приложений, подписных страниц и других цифровых ресурсов артиста – еще одно направление работы лейблов.
Лейблы могут вести собственное производство треков с привлечением внутренних или внешних специалистов. Этот процесс требует серьезных финансовых вложений и высокого профессионализма.
По мере роста числа композиций, партнерских связей, соавторов и активностей возникает необходимость в квалифицированных юристах и бухгалтерах для сопровождения этих вопросов.
В России эта функция часто совмещается с деятельностью лейблов. Паблишеры занимаются сбором авторских отчислений, продажей лицензий на использование музыки, оказывая правообладателям всестороннюю поддержку.
Дополнительным источником дохода являются спонсорские интеграции и совместные проекты, размещение рекламы на площадках артиста. Оптимально, если в лейбле есть специалист, курирующий это направление.
Решение различных организационно-технических задач: бронирование билетов и гостиниц, поиск фотографов, дизайнеров, других подрядчиков, контроль за своевременным выполнением их работ и многое другое.
Работа с лейблами несет в себе ряд существенных преимуществ для артиста:
Опытные лейблы обладают солидным багажом знаний и наработок в продвижении музыкантов, достижении ротаций на радио, создании хитов. Благодаря этой экспертизе многие процессы существенно ускоряются и оптимизируются.
Лейблы имеют четкое представление о затратах на разные виды активностей и располагают источниками дохода, в том числе от уже раскрученных артистов, позволяющими инвестировать в новые проекты.
Принадлежность к лейблу автоматически приковывает к артисту повышенный интерес со стороны слушателей, перед ним открывается доступ к имеющейся у лейбла фан-базе. Часто практикуются взаимные кросс-промо между артистами для обмена аудиториями.
Лейблы имеют прочные профессиональные связи в индустрии, а именно с другими артистами, радио и СМИ. Это открывает дополнительные возможности для совместных записей, ротаций, промо и пиара.
Риски, связанные с финансами, в значительной степени ложатся на плечи лейбла. Деньги, полученные артистом, являются его чистым доходом, который он может потратить на свое усмотрение, в отличие от независимых артистов, вынужденных вкладывать средства в дальнейшее продвижение.
Лейбл всегда берет на себя все административные, организационные и промо-задачи, позволяя артисту сконцентрироваться исключительно на творческом процессе и выступлениях.
Наряду с очевидными плюсами, альянс с лейблами несет в себе и ряд потенциальных минусов:
Неизбежно придется делиться некоторой долей доходов с лейблом. Однако при этом вся сумма вознаграждения артиста, как правило, существенно возрастает за счет возросшего количества концертов, успешного продвижения и пр.
Работая с лейблом, артист вынужден передавать часть решений руководству компании, подчиняясь интересам собственников и инвесторов. Степень этой потери контроля различается в зависимости от политики конкретного лейбла.
Контракт с лейблом налагает на артиста определенные обязательства, ограничивая его свободу в выборе проектов, отдыха и пр. Объем этих ограничений также различается.
Один из наиболее опасаемых моментов – возможные вмешательства лейбла в творческий процесс артиста. Степень таких вмешательств может варьироваться от мягких рекомендаций до жестких запретов.
В ряде случаев контракт предусматривает переход авторских и исключительных прав на произведения артиста к лейблу после окончания сотрудничества, лишая бывшего артиста права исполнять и зарабатывать на своих композициях.
Безусловно, возможно построить успешную музыкальную карьеру и без сотрудничества с лейблом. Весь комплекс услуг, который обычно предоставляет лейбл, артист может организовать самостоятельно, располагая достаточными финансовыми средствами, интернетом и мобильной связью.
Однако при этом необходимо учитывать ряд важных моментов:
Без делегирования лейблу многих административных и промо-функций у артиста останется значительно меньше времени для творчества и непосредственно музыкальной деятельности;
Для самостоятельной организации команды и всех процессов артисту либо придется развивать соответствующие управленческие способности, либо иметь рядом человека, которому он полностью доверяет и который обладает необходимой экспертизой в этой области;
Без мощной поддержки лейбла с его связями, ресурсами и опытом добиться серьезных высот будет намного сложнее. Путь к цели может растянуться на годы, хотя, безусловно, встречаются и исключительные случаи стремительного взлета;
Работая без лейбла, артист берет на себя все финансовые и прочие риски, связанные с записью, продвижением, организацией гастролей и пр. Лейбл же, как правило, разделяет эти риски.
Условия сотрудничества артиста с лейблом – это один из ключевых моментов, требующих тщательного обсуждения и согласования взаимных интересов.
Принципиальные пункты, как правило, следующие:
Классический подход предполагает разделение совокупной прибыли от всех поступлений – реализации музыкального контента, концертной деятельности, мерчандайзинга и прочих источников. Пропорции распределения зависят от статуса артиста и возможностей лейбла. Стандартным считается соотношение 50 на 50, однако нередко лейбл получает большую долю – 70% или даже 90% для начинающих исполнителей с целью компенсации рисков. Возможно использование гибкой схемы с изменением пропорций по мере достижения определенных финансовых показателей проекта.
Лейбл может предоставить артисту крупную единовременную выплату – аванс на старте сотрудничества. Чем больше сумма аванса, тем менее выгодными становятся условия процентного распределения прибыли. Принципиально важно осознавать, что аванс не является гонораром, а представляет собой заем, который необходимо отработать из будущей доли исполнителя.
В некоторых случаях в контракте может быть предусмотрен фиксированный ежемесячный гонорар для артиста вне зависимости от фактических поступлений дохода. Подобная опция зависит от заинтересованности лейбла в долгосрочном сотрудничестве и служит определенной гарантией для исполнителя.
Стороны могут прописать разные доли для различных источников дохода – концертов, продаж, диструбуции и т.д. Жестких правил нет, все обговаривается индивидуально.
Контракт, как правило, предполагает обязательства по своевременному выпуску нового материала и отчетности перед лейблом.
Более успешным музыкантам с уже существующей аудиторией лейблы предлагают лучшие условия, так как риски при "раскрутке с нуля" существенно выше.
Попасть на лейбл – задача непростая, но вполне реализуемая при должном упорстве и качественном музыкальном материале.
Универсальных рецептов нет, но существуют проверенные пути.
Можно найти контакты интересующего лейбла (обычно есть на официальном сайте), а затем отправить свою демо-запись на рассмотрение. Да, письма артистов действительно читают, но среди огромного количества сообщений ваше может затеряться. Тем не менее, при достаточно высоком уровне материала есть реальный шанс привлечь внимание.
Если у вас есть знакомые, которые контактируют с сотрудниками лейбла, они могут содействовать прослушиванию вашей работы, существенно повышая шансы на успех. Личные связи крайне важны.
Запись совместного трека с музыкантом, подписанным на интересующий лейбл. Это может стать "лакмусовой бумажкой" для компании и облегчить путь к сотрудничеству.
Можно сосредоточиться на активном продвижении своего творчества собственными силами. Если успех окажется значительным, представители лейблов сами выйдут с предложениями о контракте. Это наиболее распространенный путь.
Сотрудничество с лейблом может быть весьма востребованным для различных категорий артистов:
Для творческих личностей, предпочитающих сосредоточиться исключительно на сочинении и исполнении музыки, лейбл становится идеальным решением, позволяя полностью делегировать административные функции профессионалам;
Недостаток финансовых средств и связей серьезно осложняет самостоятельное продвижение. Лейбл может стать выходом из ситуации, обеспечивая необходимые ресурсы. Впрочем, возможны и другие варианты: кредиты, спонсорская поддержка, хитовый трек для "вирусного" распространения;
Для тех, кто пишет множество демо-версий, но не доводит их до релиза, контракт с лейблом со строгим графиком выпуска новых работ может стать дисциплинирующим фактором;
Традиционные каналы продвижения вроде радио и ТВ, более востребованные у взрослой аудитории, крайне сложно осваивать независимому исполнителю. Связи лейбла открывают эти площадки;
Если артист не желает долго ждать и рисковать, идя самостоятельным путем, но согласен на некоторую потерю свободы и долю доходов, сотрудничество с лейблом поможет обеспечить более скорый прогресс.
Если, прочитав данную статью, вы поняли, что хотите стать артистом лейбла, при этом вы уверены в своих силах и в материале, для вас окажется полезной следующая информация. Мы собрали для вас базу контактов многих музыкальных лейблов для отправки demo-записей, а также совместно с профессионалами музыкального рынка составили правила написания письма, которые резко повышают шанс прослушивания вашего материала.
Есть компании, которые занимаются только определенными музыкальными жанрами, например, только рэп, инди или танцевальной музыкой – разумеется, они не будут рассматривать демо-записи другой направленности. Поэтому если вы отправите свой материал лейблам, специализирующимся на жанре музыки, в котором вы работаете, шанс того, что вас заметят – гораздо выше.
Часто от темы зависит то, откроют ли вообще ваше письмо, или же его удалят, не прочитав, либо вовсе отправят в спам. При этом не нужно придумывать сильно изощренные тексты – достаточно будет написать что-то типа «Демо на прослушивание (Название артиста)» или что-то в этом духе.
Бывает, что письма принимают в свободной форме, но иногда присутствуют определенные требования. Например, не все лейблы «любят», когда им прикрепляют файл трека в письме (так как это занимает место в почтовом ящике), а просят загрузить его на известные файловые хранилища (Яндекс.Диск, Google Drive, DropBox и другие) и прислать ссылку, либо предоставить ссылки из SoundCloud, YouTube или любых других стриминговых сервисов, где можно прослушать материал без регистрации и скачивания. Также некоторые лейблы просят присылать им только неизданные песни. Если же прикрепляете файлы треков к письму, то выбирайте сжатые распространенные форматы файлов, например, mp3. И, независимо от того, каким образом вы показываете свои песни, назовите файлы в соответствии с названиями песен, не используйте черновые названия, либо другую мешающую информацию. При несоблюдении этих требований вы также можете быть исключены из списка претендентов на прослушивание.
Если у вас есть с десяток или больше законченных работ, не нужно отправлять их все. Вам необходимо выбрать 2-4 своих лучших трека, причем выстроить их необходимо в порядке, начиная с самого выигрышного. Как правило, редакторы не слушают сразу треки целиком – для начала они бегло проходят по таймингу песни, по несколько секунд отдельно оценивая интро, припев и куплет. На это у них уходит не более 20-30 секунд. И только если они почувствовали заинтересованность, тогда могут прослушать песню целиком.
Не нужно составлять огромный текст письма, вряд ли кто-то будет его читать. Укажите самые важные моменты в 2-4 предложениях. Например:
Обязательно укажите номер своего телефона и контактное лицо для связи, так как многие люди предпочитают звонки переписке – так они смогут быстрее с вами связаться и задать какие-либо вопросы.
Ни в коем случае не пытайтесь произвести деловое впечатление на лейблы, сразу задавая высокомерный тон общения, даже если у вас есть некоторый бэкграунд, или, например, права на ваши песни зарегистрированы в РАО и т.п. Это гарантированно оттолкнет от вас сотрудника лейбла, читающего ваше письмо, и шанс продолжения общения будет стремиться к нулю. Это звучит достаточно смешно, однако некоторые начинающие авторы и артисты настолько переживают за то, что их песни могут украсть, что даже ставят пароли на доступ к файлам. Помните, что шоу-бизнес – это, прежде всего, бизнес. То есть по умолчанию он требует огромных и постоянных финансовых и временных вложений. Сами по себе песни без работы над ними серьезных специалистов никому не нужны. Кроме того, часто треки неизвестных артистов или авторов имеют весьма посредственное по меркам конкурентов качество.
Сотрудничество с лейблом дает артисту широчайший спектр преимуществ – от существенной экспертной и финансовой поддержки до продвижения, пиара и снижения коммерческих рисков, высвобождая время и ресурсы для творчества.
Принимая решение о работе с лейблом, артисту крайне важно тщательно изучить условия контракта и оценить баланс возможных плюсов и минусов для своей карьеры.