На первый взгляд может показаться, что для записи песни достаточно сочинить запоминающиеся стихи и мелодию, а затем воплотить их в студии звукозаписи. Однако на деле создание полноценного трека требует гораздо более вдумчивого и тщательного подхода. После записи всех партий наступает не менее важный этап – сведение и мастеринг аудиоматериала. О том, что такое мастеринг, рассказывается далее в этой статье.
Мастеринг – заключительный и крайне важный этап в процессе создания музыкального трека, отличный от сведения или микширования. Если при сведении отдельные записанные дорожки объединяются в единую согласованную композицию, то мастеринг представляет собой финишную обработку уже готового миксдауна.
Основная цель процесса – максимальная оптимизация звучания трека для различных форматов и устройств воспроизведения. Опытный мастеринг-инженер выполняет тонкую корректировку уровней громкости, выравнивание общего баланса частот, компрессию и лимитирование пиков для повышения общей "плотности" звука.
Кроме того, специалист устраняет возможные дефекты и артефакты, убирает посторонние шумы, нежелательные резонансы и призвуки. Важной задачей также является создание плавных и естественных переходов между различными секциями трека (куплет, припев, бридж). Достигается это за счёт внесения тонких изменений в фазировку каналов.
В идеале, после мастеринга музыкальная композиция должна звучать максимально качественно, чисто и мощно на любом оборудовании – начиная от наушников смартфона и заканчивая высококлассной аудиосистемой в концертном зале или студии. Кроме того, только прошедший профессиональный мастеринг трек может успешно конкурировать с материалом крупных лейблов на музыкальных стриминговых сервисах.
Мастеринг включает в себя несколько ключевых этапов обработки:
Лишь пройдя все перечисленные стадии, аудиоматериал приобретает тот самый профессиональный блеск и отточенное звучание, характерное для коммерческих релизов ведущих лейблов.
В индустрии звукозаписи принято выделять два основных типа финальной обработки фонограммы перед ее выпуском – стереомастеринг и стем-мастеринг. Эти виды мастеринга различаются по исходным данным и степени детализации процесса.
Данный тип подразумевает работу с уже готовым финальным стереомиксом композиции, представленным в виде единого аудиофайла или звуковой дорожки. Мастеринг-инженер обрабатывает этот стереофонический миксдаун, применяя различные средства для достижения идеального баланса частот, динамики, создания единой цельной звуковой картины.
Преимуществом стереомастеринга является его относительная простота и оперативность. Однако при обнаружении существенных недочетов в самом финальном миксе полноценно скорректировать их практически невозможно.
Более гибкий и детализированный подход к мастерингу – это обработка отдельных стемов или групповых дорожек, составляющих общую композицию (ударные, бас, гитары, вокалы и т.д.). Такой метод открывает дополнительные возможности для точечной коррекции и индивидуальной настройки параметров звучания каждого элемента миксов, более тесной интеграции стадий сведения и мастеринга.
Безусловно, стем-мастеринг требует больших временных ресурсов и тщательной координации между мастеринг-инженером и специалистом по сведению. Но в конечном итоге позволяет достичь максимально качественного и сбалансированного звучания на выходе.
В современной практике нередко применяется сочетание обоих видов мастеринга, позволяющее совместить их преимущества.
Процесс мастеринга может быть реализован двумя способами – аналоговым или цифровым. Несмотря на общую конечную цель повышения качества звука, данные методы основаны на использовании разных технологий обработки сигнала.
Данный подход предполагает применение классического аналогового оборудования, такого как ламповые компрессоры, эквалайзеры, высококлассные микшеры и другие физические устройства. Обработка происходит непосредственно в аналоговой области, т.е. на уровне самой звуковой волны.
Поклонники аналогового мастеринга отмечают его способность придавать особую "теплоту" и естественное звучание треку за счет специфики работы ламп и трансформаторов. Кроме того, качественное аналоговое оборудование имеет отличные показатели динамического диапазона и четкости передачи сигнала.
В случае с цифровым подходом вся обработка аудиоматериала производится программными средствами – специализированными DAW и плагинами на компьютере. Звуковая волна оцифровывается и преобразуется в понятные компьютеру цифровые данные, с которыми и работает инженер.
Главными преимуществами цифрового мастеринга являются гибкость, более широкие возможности редактирования и существенно меньшая стоимость в сравнении с приобретением профессионального аналогового парка. С другой стороны, сторонники аналогового звука порой критикуют присущее цифровому мастерингу "стерильное" и излишне обработанное звучание.
Выбор между подходами определяется предпочтениями инженера, специфическими требованиями к звуку, а также бюджетом проекта. Многие профессионалы стараются совмещать достоинства обоих методов.
На этапе мастеринга происходит тщательная обработка сигнала с применением трех основных видов воздействия:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Это регулировка амплитудно-частотных характеристик звуковой волны на разных участках композиции. Опытный мастеринг-инженер стремится к выравниванию общей громкости, сглаживая локальные пики и провалы с помощью специализированных компрессоров и лимитеров. Грамотное сужение динамического диапазона обеспечивает комфортное звучание на различных воспроизводящих системах.
Она подразумевает применение эффектов, влияющих на временные параметры звука – реверберации, дилэев и т.п. Мастеринг-специалист тщательно анализирует стереопанораму, выявляя и устраняя нежелательные артефакты, которые могут проявляться по-разному на различной акустической аппаратуре.
Она заключается в индивидуальной тонкой настройке амплитудно-частотной характеристики отдельных инструментов или всего миксированного материала целиком с использованием высокоточных эквалайзеров и спектроанализаторов. Это придает звуку финальный штрих, выравнивая и сбалансировав его спектральный состав.
Мастеринг и микширование (или сведение) – это два разных, но взаимосвязанных процесса обработки аудиоматериала. Но многие их путают. Разберем основные отличия.
Микширование – это этап, на котором все отдельно записанные дорожки (вокал, инструменты, сэмплы и др.) объединяются в единую согласованную композицию. Инженер регулирует балансы уровней, панораму, применяет эффекты обработки для создания целостного и гармоничного звучания.
Мастеринг происходит уже после сведения и представляет собой финальную шлифовку получившегося стереомикса или стемов. Цель – максимально улучшить качество звука, создать профессиональное "радиогодное" звучание путем точной эквализации, компрессии, лимитирования уровней громкости, добавления пространственных эффектов.
Таким образом, если задача микширования – грамотно совместить все элементы композиции, то мастеринг придает завершенному треку финальный блеск и шлифовку, делая его конкурентоспособным по отношению к коммерческим релизам ведущих лейблов.
Мастеринг – неотъемлемая часть успешного продвижения музыки. Он является тем самым последним штрихом, который позволяет композиции максимально раскрыть свой потенциал и произвести яркое впечатление на слушателя. Именно поэтому к этому этапу необходимо относиться с присущим профессионализмом и тщательностью.